Итак, герои приходят в храм. Что тут сделано лучше? Ну, во-первых, храм не то чтобы тут стоял всё время: теперь он собирается при активации ключа. Во-вторых, Шинра посылает не одного Цона, чтобы тот огреб и тут же слил всё возможное: Руфус бросает сюда все силы (и они огребают от храма хором). Клауд тем временем полностью теряет себя: на протяжении всего данжена он последовательно ведёт себя как марионетка Сефа. Он убивает солдат (и пытается убить турков), он говорит словами Сефа и не думает ни о чем, кроме чёрной материи. Тифа всё ещё может его на секунду одёрнуть, но бой за сознание Клауда она тут проигрывает.
А вот это, конечно, главная проблема этого данжена: он ну очень долгий. Как и в конце первого ремейка разрабы решили сделать The Финальный Данж и сделали хуже, так и тут: это надо было сокращать раза в два.
Цон тут получает перо под ребро в прямом эфире - и даже контрит Сефа пистолетом, только убивает рядового куроманта. Что нам прямо говорит, что Сеф может манифестироваться в любого клона (не зря Клауд пытался их рубить с самого начала!). Вместо того, чтобы лежать тряпочкой, Цон профессионально уходит рапортоваться.
Всех, кроме Клауда, храм заставляет пройти испытание, напоминающее об утрате. Редом - свободы, Тифой - бати, Айрис - Ифалны, Барретом - Мирны, Юффи - Сонона. Эта реплика Неро, кстати, напоминает, что Дирж пора ретконить)
В оригинале в храме жили какие-то гномы - вообщде непонятно, что они такое и зачем. Айрис говорила с духами предков, но всё это было очень мутно. Тут же сетра рассказывают свою историю, включая истребление людьми. Геноцид сетра в оригинале оставался как-то за кадром, хотя, казалось бы, изначальная мотивация Сефа во многом на эту историю опиралась.Как только Клауд хватает чёрную материю (без спроса - он же марионетка), храм начинает разваливаться. Кот прибегает, чтобы немного задержать крушение и дать остальным время убежать. Это тоже немного логичнее, чем в оригинале. С Айрис Клауда он не венчает и совсем уж дурной прощальной речи не толкает. Более того, тут именно это самопожертвование дает ему пропуск назад в команду. "Я отдал туркам ключ, чтобы они все ловушки разминировали" - говорит он потом.
Как заведено, появляется Сеф и говорит "принеси мне хурму". Только тут он это превращает в показательное унижение - он буквально бросает материю сперва, просто издевается над Клаудом, а потом сбрасывает его с Айрис в пропасть. Клауд в этом каноне ббпе не делает)
И тут начинается вот это. "Мир моего сна", говорит она в японке. В небе - разлом, как и в мирах Зака, все готовятся умирать, Айрис тащит Клауда на свидание.
Но Айрис - не та. "Это не ты", говорит ей Клауд, которого в проницательности обвинить нельзя было. "У нас с тобой не было совместных фото", говорит она, когда в сайдквестах ребёрса они были.
Это Айрис из оригинала. Мёртвая, всезнающая. Желающая и получить свою свиданку, и сказать Клауду что-то важное, и передать ему кое-что. Для Клауда же это near death experience, его в это время на себе Баррет тащит, настолько ему от падения в пропасть поплохело. Как в АС, где он с этой Айрис говорил после того, как поймал маслину.
Ключевой момент в этом свидании: трижды игроку/Клауду предлагают сделать выбор, чтобы каждый раз его показательно обесценить. "Хочешь эту сладость? Да нет, возьми вот что". Это не случайность, игра делает большой упор на этом, это фактически главное, что есть в этом сегменте, кроме начала и конца. Метакомментарий на тему пожеланий игроков, которые не будут сбываться?Клауд и Айрис также по-разному реагируют на подарки, которые они не просили: Клауд недоволен, Айрис же принимает их: радуется брошке и с пониманием относится к сладости от этой вот старушки. А старушка говорит, что она решила полностью выложиться в своё последнее творение, но, судя по реакции Айрис и Клауда, она перестаралась. В этом сложно не увидеть селф-инсерт авторов ремейка, которые буквально с такими мыслями подходили к его созданию, но при этом реакции получили противоречивые.
Сеф объясняет природу мироздания. Рамки судьбы герои разрушили в конце ремейка, что позволило лайфстриму начать претворять в жизнь разные реальности - миры с альтернативным развитием событий. Однако все такие иллюзорные миры живут недолго и возвращаются в общий поток. Сефирос хочет форсировать объединение всех миров - очевидно, с целью подмять под себя мироздание. Примерно как с "уебу планету метеором и съем весь лайфстрим", аналогия довольно прямая.
В ребёрсе таинственный лес находится прямо рядом с Храмом, и в нём нет никаких раскопок или лунной арфы, что, конечно же, куда лучше и резоннее: герои сразу же идут дальше, а Айрис просто ускользает от них при случае (вместо того чтобы все просто сидели в Гонгаге и не делали ничего).Занятный диалог с Тифой: она просит Клауда впредь говорить ей, когда его будет корёжить - например, если он подумает, что она не настоящая.
Тут прилетают висперы, чтобы задержать остальных героев - Клауд идёт дальше один. Очень не люблю такие искусственные преграды, но всё лучше, чем как в оригинале, где Клауд просто отмахивается от команды и идёт рубить Айрис. Он и тут поднимает на неё меч, но...Но отбивает им меч Сефа. Or does he?
Тут стоит обратить внимание на этот радужный эффект. В сцене ранее Зак выбирал, кого спасти: Клауда или Биггза. И после его выбора появилось такое же свечение - появление нового мира на основе желаний. Там мы видели Заков из всех трёх вариантов его решений: когда он выбрал Клауда, когда он выбрал Биггза и когда он не смог решить и остался у церкви (и попал в финальный боссфайт). Тут Клауд, по сути, создаёт такой же иллюзорный мир, где он отбил меч и спас Айрис. И мир этот тоже обречён (впоследствии Клауд видит разлом в небе).
И если вы сейчас будете что-то говорить про отход от канонов, обратите внимание на:
В оригинале Тифа и Клауд в лайфстриме буквально попадали в мир, созданный воспоминаниями и мечтами Клауда. И там на фоне был такой же разлом!
Дальше мы параллельно видим две реальности. Одна - где Айрис мертва и у Сефа окровавленный меч - её видит Баррет. Другая - радужная, альтернативная, где Айрис жива и утешает Клауда. Тифа же, получившая особый коннекшн с лайфстримом, видит обе версии, но останавливается на "настоящей".Видел такую занятную теорию: Сефа не смутило, что в одной из версий Клауд отразил его меч, потому что он тут же завёл слияние миров, из-за чего с перспективы Тифы в этот момент перманентным становится "настоящий" мир с мёртвой Айрис. Это в целом следует из этой его реплики: "что, порадовался? щас будешь грустить сильнее". И в конце, после победы над Сефом, его слияние миров отменяется, и Клауд снова может видеть свлю иллюзию. Опять же, ему не впервой в иллюзиях витать.
В боссфайт с Дженовой вся партия врывается с заполненными лимитами. Только Клауд - без, ведь он считает, что ничего плохого не произошло.
И финальный босс - Бизарро Сеф. Который, конечно же, совсем не бизарро. В оригинале фф7 название этого босса Rebirth (или, если постараться, Reverse).
И Дженову, и Сефа бьёт вся партия, поделенная на команды - опять же, как в оригинале с Сефом. Это было там крайне ненужно и бестолково, а тут нас на протяжении всей игры постоянно заставояли играть за всех персонажей, и финального босса бьют все, включая Зака. Сеф - трансцедентальная личность, и его надо пердолить из всех реальностей сразу.
И делается это всё благодаря махинациям оригинальной Айрис. Опять же, это всё предельно в рамках канона: этот бой происходит в отдельной реальности, читай лайфстриме, а Айрис после смерти буквально стала владычицей Лайфстрима и смогла направить его на метеор. Что занятно, в начале этого боя она говорит Клауду "видела, что ты сделал, спасибо". Сеф же впервые за два ремейка отчётливо злится. Но потом все равно улетает с ухмылкой, потому что всегда есть план Б.Дальше идёт сцена ПОСЛЕ похорон. Клауд, очевидно, не хоронил, он смотрит на живую Айрис и не сомневается в её реальности. Зато расклеивается Тифа - возможно, ей пришлось спускать труп в озеро, параллельно смотря на то, насколько Клауд улыбчивый.
Руфус понимает, что Вутай - большая обманка, и тут Гленн оборачивается Сефом. А, получив пулю, превращается в рандомного куроманта.
Мне не нравится в этом твисте, что число акторов уменьшилось, если Гленн и правда всего лишь прокси Сефа. При этом Гленн остаётся Гленном по повадкам и знанию Руфуса и Вутая.
Ну, Дженова это всё умеет, это мы знаем. Но Гленн был прототипом солджеров и при жизни инъекций ему не делали.
Клауд находит у себя в кармане чёрную материю, ловит глитч, говорит "реюнион" и... встраивает материю в меч? Дальше в этой сцене он говорит как робот, безэмоционально, скованно. Тифа даже не пытается с ним взаимодействовать.
Эта Айрис видит остальных, но не взаимодействует с ними; выхлоп самолёта её не колышет ни на миллиметр. Разлом в небе, который видит Клауд вместе с ней, намекает на то, что это всё та же Айрис из оригинала, которая может путешествовать по иллюзорным мирам. Только что она сходила с Клаудом на свиданку в одном из этих умирающих миров. Она ведёт себя подчёркнуто весело, словно её совсем не заботит её только что случившаяся "смерть" и грусть всей остальной команды: это легко объясняется тем, что она это уже пережила и теперь радуется тому, что может попрощаться с Клаудом и пообещать ему остановить метеор, о котором тут до сих пор не было ни слова (эффект использования черной материи этим словом ранее не назывался, Сеф о метеоре в этой части не говорил). Это её обещание - отсылка к последнему кадру из оригинала, где она останавливает метеор.
И ещё раз проговорю: это всё в рамках канона. Айрис как владычица лайфстрима была в оригинале. Айрис, говорящая Клауду важные вещи типа "я тебя никогда не винила" и устраивающая из лайстрима личные чудеса для Клауда, была в АС.
И если ставить вопрос как "зачем было это менять?" - затем, что невозможно добиться того же эмоционального отклика простым повторением старого. Оригинальная фф7 стояла во многом на трёх ключевых сюжетных столпах. Один - это Клауд как unreliable narrator, подчёркнуто слабый герой, который находит силу, лишь когда признаёт свою слабость и примиряется со своим истинным прошлым. Второй - это антагонист-загадка, которого мы половину игры почти не видим лично, лишь мельком, зато он змей на зубочистки сажает, о нем все говорят и все его боятся. И третий - это внезапная смерть Айрис, которая была вся такая живая и оптимистичная, которой уже свадьбу с Клаудом пророчили, которая была уверена, что щас она Сефа заборет и дальше будет на Хайвинде летать.
И вот последние два пункта - они одноразовые. Когда ты знаешь Сефа как облупленного, нет никакого смысла делать вид, что он какой-то там сильно таинственный. Когда ты знаешь, что Айрис умрёт, важнейший эффект неожиданной гибели центральной героини уже утрачен. Поэтому ремейк сильно меняет и Сефа, и Айрис, добавляя при этом новую сюжетную линию и новую интригу, чтобы не было такого, что игроки всё знают наперёд, что им всё понятно.
При этом роли Сефа и Айрис остаются теми же. Меняются детали. Так, в оригинале Сеф вообще игнорировал Клауда до сцены после исчезновения Храма древних. Затем он вертел им как пешкой, а после кратера у него вообще не было ни одной реплики. Его присутствие расширили, а связь с Клаудом сделали основным фокусом - как в АС. Айрис сделали всезнайкой в первом ремейке, но вернули её обычную во второй части. Она тут во многом неловкая и неуклюжая, подчёркнуто неучёная сетра, которая, да, не очень хочет умирать и которая сама-то с Клаудом так и не попрощалась нормально.
И эта вот сцена с Клаудом, отбивающим меч Сефироса, - она ведь во многом происходит из желания игроков её спасти. Вы не найдёте ни одного другого персонажа видеоигр, которого столько бы пытались воскрешать. Игроки отказывались мириться с тем, что она ушла навсегда. А если лайфстрим умеет претворять в жизнь надежды и желания, то...
...то всё равно нужно признавать реальность и учиться с ней жить, говорит нам игра. Буквально через это проходят все в храме древних - все, кроме Клауда. Все переживают свои травмы заново, а потом Айрис толкает монолог о том, что именно так мы все и станем сильнее Сефа. Через принятие.
В целом под конец ребёрса дискурс снова сводится к привычным японским hope vs despair. Опять же, Айрис и Сеф олицетворяли эти вещи в АС, Сеф даже озвучивал это. Теперь и у Айрис есть монолог о том, что именно признавая и отпуская прошлое, можно набраться сил строить новое будущее. А Сеф своим сочленением миров планирует сделать и сгущёнку из негативных эмоций.
Эта же тема вылезает и в сценарии Зака. Вот уж кто не унывает никогда. Он просрал пять лет своей жизни на ничего, потерял практически всё, еле выжил, его друг овощ, его девушка симпит его друга овоща, мир заканчивается, а Зак всё равно не сдаётся - и создаёт новые миры своей силой воли. В контраст с ним идёт Биггз, который после чудесного воскрешения не может найти себе места: он страдает от того, что потерял друзей, что потерял смысл жизни, что он NPC и ничего не решает и ничего не может добиться. Он сдаётся - и бесславно умирает. По словам Сефа, так же умирают и миры, "принявшие свою судьбу". Возможно, эти миры могут продержаться подольше, если их обитатели, как Зак, будут resilient. Впрочем, вечными это их не сделает.
Сам Номура про эти миры говорит так: "В этих фрагментах точно присутствует «та FF7», которая живёт в воображении каждого игрока. Все они — FF7, но в каждой версии есть свои отличия". То есть это хедканоны в том числе. И если смерть Айрис в оригинале была неожиданной и внезапной трагедией, то вот этот момент, где Клауд создаёт мир с живой Айрис, - это отражение того, как многие игроки отказались эту трагедию принять. Поскольку разработчики не могли тут больше разыграть карту внезапности и поскольку разработка ремейка шла в контексте колоссального фанатского запроса на ремейк, этот контекст был заложен и в само повествование. Что они с этим будут делать дальше? Вопрос открытый.
Вообще, нам обещали концовку, которая могла бы перетечь в Advent Children, но мне кажется, что это будет противоречить духу ремейков. Айрис -уже- сказала Клауду слова из АС. Ремейк-3 должен быть финальной-финальной главой, последней фф7 от Китасе, и он не раз говорил, что хочет хэппи-энда для героев. У семёрки была открытая концовка, а по АС мы знаем, что хэппи-энда не случилось из-за незакрытых гештальтов. Более того, у нас тут есть новые Ги, для которых было обещано найти final solution. А Дженова (и Сеф?) бессмертна как раз потому что она инопланетная, как Ги, и не является частью лайфстрима. Так что, возможно, решение будет общее. Оно же позволит решить и вопрос с вечным Сефом: он ведь после АС пообещал вернуться, а пока Сеф существует, Айрис не может себе позволить упокоиться, ведь никто, кроме неё, не может его сдержать. Поэтому от третьей части я жду нового ответа на эти вопросы, а не то, что было в оригинале, где герои только побили Сефа, но даже с метеором ничего не сделали.
В целом концовка ребёрса оставила достаточно много вопросов, но воспринимается она куда спокойнее, чем концовка ремейка. Ту можно было прочесть как "дальше творим что хотим", но на деле повествование осталось очень близко к первоисточнику (и продолжило его улучшать), а новая сюжетная линия плюс-минус держится в рамках того, о чём был оригинал. Ставлю на то, что вот эти "мы изменим судьбу" и "ничего не обещаем по части концовки", которыми заканчиваются ремейк-1 и ремейк-2, относятся именно к финалу ремейка-3, который сможет поставить во всей этой истории жирную точку с достойным хэппи-эндом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий