понедельник, 17 декабря 2012 г.

Final Fantasy VI Review

Прежде всего напомню, что придирчивое прохождение со скриншотами и комментариями можно найти вот здесь:

Часть 1 (из Нарше в Нарше)
Часть 2 (до летающего континента)
Часть 3 (World of Ruin)


Долгое время у меня не было единого мнения насчет Final Fantasy VI. С одной стороны, она очень крутая, с другой - там вечно что-то портит общую картину. Она как герб Роисси: вроде бы в золоте и яйца лапой сжимает будь здоров, но при этом две головы с языком наперевес тянут всё в разные стороны, как расщепляющие атом женщины при дворе царя Соломона. В итоге главной проблемой FFVI становится то, что практически ни одно из своих начинаний она не доводит до конца - так, чтобы можно было без зазрения совести ее за это хвалить.

Спешу напомнить, что я смотрю на игру с точки зрения современности. Нет ни малейшего сомнения, что в 1994 году она была неебическим прорывом во всём подряд. Это вообще, можно сказать, первая современная JRPG - всё, что было до неё, несравнимо с ней по уровню (и поэтому вовсе не требует прохождения с повышенным вниманием и придирками - внимание особо оказывать нечему). Да, она - первая. Но лучшая ли? Определенно нет.

И дело тут не только в технических ограничениях - хотя, без сомнения, и в них тоже. Картридж в жалкие 24 мегабита не может не душить создателей игры, и уже замечательно, что они смогли туда вместить все эти сценарные, геймплейные и графические радости. Но, тем не менее, Final Fantasy VI не того жанра, чтобы ограничение на количество текста шло ей на руку: она - не коротенький рассказ, не небольшая зарисовка, она куда больше напоминает здоровенный роман, затрагивающий огромное количество персонажей на протяжении немалого времени. Лаконичность - не одна из ее черт, и поэтому тот факт, что она вынужденно срезает углы на количестве текста, идет ей только во вред, ставя ее в заведомо проигрышное положение по сравнению с аналогичными играми с последующих платформ.

Последствия у этого лимита на количество текста заметные. Во-первых, в сценках, где участвует не прописанная заранее партия, реплики у этой самой партии деперсонализованы - то есть, теоретически одно и то же говорит, например, компания из короля Эдгара, генерала Селес, генерала Кайена и пижона Сетцера - и команда из Гау, Мога, Гого и Умаро, никто из которых вообще говорить не умеет по-нормальному. Особенно дико это смотрится в подобных моментах:


Во-вторых, проработка персонажей в целом в FFVI находится на очень, очень низком уровне: как правило, она сводится к описанной парой слов предыстории и одному качеству, которое этот персонаж упорно всю игру выпячивает. Даже у трех протагонистов эти качества ну совсем не ахти: Тина всю игру ходит за людьми и расспрашивает их про любовь, Лок целиком и полностью посвящен баттхерту по погибшей Рэйчел (даже его so-called лавстори с Селес начинается с утверждения "мне надоело терять нравящихся мне девиц", вау, какая романтика), а Селес почему-то беспокоится, что ее не примут "такой, какая она есть" (хотя по факту она вызывает изначальную неприязнь только у Кайена, который еще за пару дней до их встречи был ее самым настоящим врагом). У остальных ситуация не лучше - и, собственно, на протяжении игры персонажи практически не растут и не меняются, и отдельного упоминания заслуживает лишь Тина, нашедшая себе довольно-таки неожиданную материнскую роль и готовая ради нее бросить своих бывших комрадов.

Сам сценарий игры по сравнению с предыдущими частями стал очень насыщенным, очень киношным - сказался приход wannabe-кинорежиссера Китасе. Это, без сомнения, пошло игре на пользу и сделало ее более динамичной, но нельзя не отметить, что местами ради зрелищности и пафоса создатели не просто перегнули палку, а обмотали ее вокруг хуя в гордиев узел. Вы все знаете, о чем я говорю.


И проблема тут в том, что добрая половина игры - которую можно очень точно ограничить первым и последним появлениями Ортроса - постоянно мечется между попытками игры быть серьезной и драматичной, дурным петросянством и совершенно вышибающими остатки здравого смысла решениями. Прыгнуть в водопад и бить рыб во время падения, надеть на троих один водолазный шлем и проплыть полмира по течению под водой, хуярить крыс бензопилой на лесах над оперной сценой, чтобы не дать говорящему осьминогу-нарциссу столкнуть четырехтонную гирю на героиню, которая поет в опере, притворяясь оперной певицей, которую хочет похитить пижон с летающим кораблем и встроенным казино, в жизни не видевший двустороннюю монетку? Подобные вещи не только вызывают закономерное недоумение, но и рвут повествование в клочья, вклиниваясь между пытающимися быть трогательными эпизодами с Тиной (которая, к слову, от начала и до конца является персонажем достаточно трагическим) и не только.

Ведь общий настрой FFVI скорее меланхолично-пессимистичный. Одна из, если не самая главная тема игры - это утрата близких, через которую проходит практически каждый персонаж, и стремление найти кого-то, кто их бы заменил, чтобы дать силы и смысл к дальнейшему существованию. И мир игры - то подчиненный имперскому гнету, то и вовсе разрушенный - тоже никак не подталкивает к особому веселью. И поэтому всё это осьминожество и прочая чушь идут во вред игре и только. Нет, я вовсе не против легковесных моментов - но их и так в игре достаточно. Флирт Эдгара, уколы в адрес профессии Лока и ретрошности Кайена, препирания деда с внучкой... Да что там, главный злодей в игре - Чертов клоун! Зачем еще добавлять какую-то ненужную идиотию?


Чтобы окончательно оставить позади вопрос об уместности в игре Ортроса и прочего, задайтесь вопросом: о чем Final Fantasy VI? Если поставить вас перед задачей пересказать фф6 в одном предложении, то, скорее всего, это будет звучать примерно как "герои противостоят захватывающей мир империи, но затем безумный придворный маг получает неограниченную силу и устраивает апокалипсис, после чего герои вновь объединяются, чтобы его уничтожить ради мира во всем мире". Ни в подобную фабулу, ни в уже ранее упомянутую тематику утраты, ни в стимпанковскую эстетику игры ебаный гыгыкающий осьминог не вписывается никак.

И - да, при любом упоминании шестерки нельзя не вспомнить устроенный Кефкой конец света. Это решение действительно уникальное и, по-моему, до сих пор в JRPG не повторенное. Злодей победил, мир проиграл, герои лишились всего. Вторая половина игры начинается уже в новом, полуразрушенном мире, и она разительно отличается как от первой, так и от основной массы JRPG вообще: повествование до апокалипсиса было линейно-киношным; похождения же героев по руинам мира лишено каких-то рамок вообще. Селес, Эдгар, Сетцер и воздушный корабль - всё, что нужно для завершения игры. Всё остальное опционально. Таким образом, FFVI сочетает в себе и завлекающую игрока JRPGшную киношность, и напоминающую западные RPG с их нелинейностью "песочницу" с огромным количеством контента. И это очень круто.


Про геймплей тоже хочется сказать много хороших вещей, и на каждую - своё "но". Да, разнообразие - это круто, но мини-игры тут - одно уныние. Да, здешняя система скиллов, оставляющая каждого персонажа уникальным, но при этом дающая возможность каждому выучить заклинания, призывать саммонов и получать бонусы на левелапе, очень-очень правильная, но слишком уж баланс перекошен: в первой половине игры спецатаки героев на ура выносят всех, во второй Ультима обесценивает всё остальное. Да, динамичность - это хорошо, но ебанутая тяга Хироюки Ито к реалтайму без адекватной возможности его раелизовать убивает всё: фф6 страдает от той же беды, что и фф9, когда выполнения заказанных персонажу команд можно ждать очень долго и в итоге так и не дождаться. Одно утешение - анимации в шестерке длятся куда короче, чем в девятке. Зато в фф6 есть совершенно идиотские моменты из числа тех, что до нас не дожили, - например, каменящие противники в данжене, рассчитанном на одного персонажа, враги с Final Attack = Death и с Level 5 = Death и прочими заёбами, которые делают игру не сложнее, а лишь more annoying. И да, черт бы побрал длинные данжены и рандомные битвы везде, где они только существуют.

И мимолетом о менее важных вещах: графика хорошая, но дизайн вызывает большие вопросы, а внешний вид ключевых локаций вроде летающего континента или финальной башни Кефки - еще и тошноту. Музыка полностью соответствует задаваемому сценарием тону: там, где надо, она атмосферна и хороша (а главная тема игры - вообще едва ли не самое лучшее, что Уэмацу за всю свою карьеру написал), но, когда начинаются хиханьки да хаханьки, саундтрек катится туда же.

Вот такой и получилась Final Fantasy VI: очень передовая, очень новаторская, очень впечатляющая местами, но не доводящая ни одного из своих начинаний до полного развития. За что в ней ни возьмись - все окажется с червоточинкой, что персонажи, что боевка, что даже апокалипсис (в том же World of Ruin есть как замечательный Моблиз, так и совершенно пошлый Жидор). Ввиду этого я могу назвать ее хорошей, но не отличной -- но, с другой стороны, для игры 1994 года выпуска смотреться действительно хорошо в конце 2012-го - действительно большое достижение.

Оценка: 7.5

22 комментария:

  1. Как-то так оно и есть. Хотя, когда играл, чувства диссонанса особого вся эта пиздобратия во главе с Ортросом не вызывала, вся игра такая же непостоянная, как её главная музыкальная тема.

    Алсо, перечитывал тут о ФФ9 (это моя первая финалка, люблю её, хоть и понимаю все недостатки) и вспомнил любопытное - мало того, что в ней главный персонаж Зидан, так ещё и Адальберт Штайнер - имя румынского футболиста 30-х годов, если не ошибаюсь, заработавшего первое в истории чемпионатов мира удаление. Надо же было такое выкопать.

    ОтветитьУдалить
  2. Ответы
    1. TD goes HARDCOER

      http://thepiratebay.ee/torrent/5971409/Final_Fantasy_VII_HardType_for_PSP_v7

      Удалить
  3. хорошо подвел черту, я почти со всем согласен. хорошая игра для своего времени, обязательно стоит пройти тому, кто еще не - чтобы увидеть "короткие штанишки" Tetsuya Takahashi и Soraya Saga, например. да и вообще, многие вещи растут оттуда.

    претензий к ульти не разделяю, разве что, говорил уже - меня он не напрягает так сильно, для японской игры это совершенно в порядке вещей. типичный финалковый лол-пиздец, немного разбавляющий довольно вкусную остальную кашу.

    про боевку ты очень правильно сказал, хреновый в ней рилтайм, совсем-совсем (напрашивается снова сравнение с хроно триггером, который кладет её на обе лопатки не напрягаясь).

    хочу добавить, из того, что лично меня вышибает (только с позиций современности, разумеется) - это почти полностью статичные враги. понятно, что они и до этого во всех частях были такие, но на фоне прочего (довольно подвижного) мира и персонажей сегодня это смотрится довольно топорно - еще кусочек в копилку плохо состарившихся элементов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. вот мне кажется, что без Ортроса лолчиков в шестерке и так было достаточно, а он сильно перегибает палку. нигде больше, кроме девятки, такого концентрированного ада в одном персонаже я не припомню.

      Удалить
  4. Есть статьи, с которыми я не со всем согласен с тобой во всем, а вот тут все наоборот. Вот написал все словно точь-в-точь (разве что все таки несколько странный "референс" (хотел написать рип-офф, но боюсь, это будет не совсем верно) на Джокера не описал, например). Я как-то в комментариях уже жаловался, что мне трудно эту часть любить, но как-то все взвесив, несмотря на все ляпы, прочитав ревью (это наверное звучит, как будто я своего мнения не имею, но ладно), смею отметить, что среди номерных частей она мне импонирует больше всего (кроме 12, само собой), даже понимая, что 7, которая тоже имеет досадные недостатки, вышла несколько удачнее.
    А ну и по поводу персонажей. Я конечно понимаю, что это у тебя по сути указывается, но тут очень много лишних персонажей, которые не сильно-то и повлияли на сюжет (секретные, вроде Гого и Умаро не в счет). Хотя тут явно сказывается банальная недоработка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да почти везде основная масса персов ни о чем. Поэтому вопрос всегда к главным или второстепенным (тут, например, второстепенный Кайен хорош всем, кроме натужного кривляния с механизмами).

      Удалить
  5. Хорошо написал, соглашусь - вообще, когда ты вот так, более-менее спокойно пишешь, у тебя как-то и текст сразу взвешенности приобретает, и за скобками не ощущается без конца прорывающихся матюков. Оно, конечно, весело, но для зануд вроде меня бесконечная ругань в тексте - это минус.

    Вообще очень понравилось, что ты поставил вопрос "о чем игра". Вот это, по-моему, главное, что вообще подавляющее большинство игрожуров да и вообще пишуших обзоры игнорирует начисто - манифест игры, сквозная тема, основная мысль и поднимаемые проблемы. Это в любом произведении обычно ключевые вещи, однако вместо этого, описывая игру, люди часто меряют сюжеты какой-то беллетристской меркой, как будто детектив описывают: типа вот "насколько сюжет лихо закручен" да количеством плот-твистов, и только. Оно, конечно, порой тоже бывает важно, но серьезные сюжеты не за этим обыкновенно. Хотя, может, это я много требую, но вот тот же Bioshock сумел в себя завернуть критику объективизма, хоть и весьма фрагментарно - и смотри-ка, эту штуку только ленивый в тексте не упомянул. Хотя, опять же, как знать: возможно, там на руку сыграло то, что эти темы старательно педалировались заранее, поэтому, когда дело наконец дошло до игры, у среднестатического рецензента уже не возникало трудностей выискивать подтекст - он знал о нем заранее и так (хотя тут с уверенностью не скажу).

    А по фактике хочу сделать одно замечание только - вообще вот конец света еще в атлусовских мегатенах регулярно всплывает, так что тут FF6 точно не первая.

    SPOILER WARNING, если вдруг что.

    Например, в первой SMT (SNES, 1992) по сюжету происходит даже два апокалипсиса, и в обоих случаях ты бессилен что-то сделать - в первый раз по Токио долбят ядерными боеголовками, герои попадают в какой-то аналог otherworld'а, а когда возвращаются обратно, оказывается, что прошло уже лет тридцать, на земле полный Fallout, многие ключевые неписи уже повзрослели или даже постарели, и даже деньги успели смениться. Ну и второй - уже почти в самом финале, когда все герои находятся в последней локации - здоровенном соборе, демоны устраивают всемирный потоп, так что заливает абсолютно все Токио. В итоге в живых остаются только те, кто на данный момент как раз в этом соборе находится. Можно выйти и прогуляться по затопленной карте. А в игре-предшественнице, Megami Tensei II, сделанной еще под Namco, мир с самого начала превращается в этакую японскую версию Wasteland'a.

    Для своего времени это было очень круто, да и вообще там идей толковых хватало(ет), но они оформлены в такую оболочку, правда, что играть в них сегодня могут только некоторые задроты вроде меня. Поэтому и спойлерю - все равно ведь играть не будешь. :) Ну это так, мимоходом.

    Возвращаясь к теме, было бы неплохо, если бы вообще почаще вставал вопрос о сквозных мыслях, идеях и манифестах. Не знаю, как другие, а меня нередко раздражает, когда я вижу вот такие вот скупые строчки, типа "the storyline surely isn't the most memorable one, but there are enough plot-twists to keep you entertained". Подобными фразами человек для меня буквально расписывается в своей беспомощности оценить сюжет так, как это подобает. Другое дело, что обычно это еще и не поощряется - за каким-то хреном у нас предпочитают факты-факты-факты, дескать, у нашей геймерской публики цинизм и нигилизм во все поля, какие уж там рассуждения могут быть, рассуждения оставьте для подростков и их СПГС. Тем самым еще и себе противоречат, к слову, и закапывают весь мыслительный аспект в землю.

    Ну да это уже тема для отдельной беседы. :) Звиняюсь, первый коммент удалил, т.к. опечатался, а отредактировать тут низзя...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вопрос тематики я еще в этом посте рассматривал: http://www.finalfantasywhatever.com/2012/03/blog-post_22.html
      В Биошоке действительно слишком афишировалась критика объективизма - оттого забавнее, что количество упоминаний еще одной темы игры - фактической несвободы протагониста - в прессе освещался гораздо меньше.
      Но - Биошок слишком явный пример. Он изначально себя позиционировал как что-то умное и так далее. А я уже предвижу, как на меня начинают читатели катить бочку за то, что я предъявляю финалкам - простым развлекательным продуктам для тинейджеров - какие-то завышенные требования. Как с девяткой - мол, отстань от сказки, сказка непогрешима. Так же и тут - какая тематика, тут же главное - графон, зрелищность и персонажики посмазливее. И не поспоришь.

      Я не рассматривал игры, где мир с самого начала падает в пост-ап (я сам в Ноктюрн играл, там как раз такое) -- тут интересен именно момент превращения существующего и уже знакомого мира в новый, полуразрушенный. Но SMT так SMT)

      Удалить
    2. не, ну в smt все совсем по-другому. плюс, если не по сюжету, а именно как игры, первые две части smt (и, уж тем более, mt) сочно так соснут у шестой финалки - в них же блин, играть невозможно, они кошмарные в смысле интерфейса, забагованные, и просто ненавидят игрока в смысле сложности и задротства. и это я как большой поклонник мегатена говорю))

      Удалить
    3. А для этих первых SMT - где-нибудь перевод с японского имеется?

      Удалить
    4. Конечно, имеется, еще с незапамятных времен. На сайте Aeon Genesis есть переводы первой и второй части. Сейчас готовят еще ...if, правда, выход релиза опять же - "когда сделаем".

      http://agtp.romhack.net/

      Вы только имейте в виду, что идеи идеями и смелые ходы - это всегда хорошо, только вот чуть выше я упоминал про оболочку, а она там такова, что в глазах многих действительно будет восприниматься как в комментарии чуть выше. Сложно винить, в конце концов уж чего там нет и не было, так это дружелюбия к игроку. Сам-то я предвзят в определенной степени, поскольку люблю серию, поэтому и терпеть готов совершенно спокойно, но от других того же требовать никак не могу.

      Удалить
    5. > "когда сделаем".
      только "когда сделаЕТ", это же все один человек переводит)

      > Сам-то я предвзят в определенной степени, поскольку люблю серию
      а я, по вашему, не люблю, что ли? =/ просто пытаюсь быть объективным. первый реально хороший SMT - третий. почти все ibunroku-игры тоже намного сильнее первых двух. а обычные MT - это адовый ад, в них играть вообще нельзя)) я как-то пытался (у меня даже лицушные карики есть на фамиком), просидел два дня с гайдом на коленках, постоянно подыхая в каждой второй битве.
      имхо, игры все-таки не должны быть НАСТОЛЬКО сложны.

      Удалить
    6. и да, ужасный интерфейс и графика тоже не помогают их полюбить)

      Удалить
  6. ТД, ну и кто следующая жертва? 4 или 7?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 4, по-моему, особого смысла нет. 7, потом 10 и 10-2, наверное. Очень хочу срезать углы на 10, но, наверное, в этом нет особого смысла.

      Удалить
    2. Don't be no pussy, GO HARDCORE!! Только молодость, только FFVII HardType.

      Удалить
    3. Хм.
      FFT все же не такой мэйнстрим, я хочу сперва по нашумевшим вещам закончить. Изначальный план был - разобраться в своем отношении к 8 и 6, плюс максимально четко обосновать свою неприязнь к 9 и 10-2.
      FFT тоже можно, но не в ближайшее время.

      Удалить
    4. >4, по-моему, особого смысла нет
      Ты же сказал что сделаешь

      Удалить
    5. Ну, если остальные праймовые кончатся.

      Удалить