понедельник, 28 марта 2011 г.

FFIV: The After Years

Перепечатываю обзор The After Years из СИ, написанный после того, как я дошёл до середины последнего данжа в Wii-версии и кончился. Перепроходить это - нет, никогда.


Final Fantasy IV была первой частью именитого сериала на SNES. Переход на более мощное железо позволил сценаристам Square разойтись на полную катушку – сюжет FFIV был поистине блокбастерным. Что, впрочем, не сделало его хорошим. Тем не менее, многим четвертая «Финалка» пришлась по вкусу, и двадцать лет спустя, когда Square-уже-Enix давно бросила привычку не делать прямых сиквелов к Final Fantasy, вслед за трехмерным римейком для DS на японские мобильные телефоны вышло продолжение FFIV. Чуть позже его в практически неизменном виде выпустили на Wii.

Всем понятно, что The After Years создавалась в угоду поклонникам, но она в первые же пару часов переходит все границы того, что можно фансервисом оправдать и ударяется в постоянное самокопирование. Большая часть The After Years – как в геймплейном, так и в сюжетном плане – наглая калька с FFIV. За игру нам предстоит перебить всех без исключения боссов четвертой части заново (у них даже не поменялась модель поведения), перепройти все подземелья (причем большую часть их – по нескольку раз!), встретить всех героев (из полудюжины пафосных попыток суицида в оригинале удалась, увы, только одна) и переслушать несколько композиций Нобуо Уэмацу 20-летней давности. То немногое, что в The After Years не позаимствовано из приквела, абсолютно так же серо, убого и безвкусно.


В геймплее The After Years по сравнению с FFIV есть всего пара нововведений. Первое – наличие комбо-атак нескольких героев на манер Suikoden или Chrono Trigger. Второе – меняющиеся со временем фазы луны, влияющие на силу тех или иных способностей в бою. Ни то, ни другое глубины геймплею не прибавляюет. А терпеть неприлично частые рэндомные бои в неприлично длинных подземельях просто невозможно. Как и в FFIV, контролировать состав партии в The After Years нельзя (точнее, нельзя до самой развязки). Невозможно управлять и развитием способностей героев. Поэтому практически все битвы проходят по одной схеме.

Стоит помнить, что купив в Wii Shop Final Fantasy IV: The After Years (стоящую 800 очков), вы отнюдь не получите полную игру – лишь первую историю из девяти! Все остальные главы – каждая из которых длится от силы по 2-3 часа! – придется покупать отдельно по 300 очков за штуку (кроме концовки, оцененной в 800). Причем игра вымогает деньги из игроков самым наглым образом – повествование в каждой главе обрывается буквально на полуслове. Вообще говоря, в 2009-м за проекты с такой графикой и игровой механикой просить деньги должно быть зазорно.

В The After Years нет ничего хорошего. Вообще. Из трех десятков вышедших на английском языке «финалок» она – худшая. Даже если ретро-JRPG вам по вкусу, лучше перепройти достойную классику вроде FFVI.

1.5