пятница, 9 ноября 2012 г.

Отвечаем на вопросы

Тут на разных форумах у некоторых товарищей происходит некое бурление. Давайте посмотрим, почему, и ответим - цензурно, чтобы у всяких путан-пуритан глазки не вытекли.

Вот мальчик с чудесным ником Земфирот размышляет:
планка качества и требования к этому качеству повышается с течением времени. Мои аргументы строятся на фильмоиндустрии, где если посмотреть старые фильмы, некоторые из них покажутся непрофессионально снятыми, примитивным сюжетом, актерской игрой, скучными и т.д. Не все, среди них есть фильмы которые выглядят впечатляюще и в наше время, но они есть.
Например: http://www.youtube.com/watch?v=bctPvcRVUHQ
В отличии от фильмов, игровая индустрия развивается чуть ли в десять раз быстрей, смывая границы представления о играх каждые два года (процесс замедлился) и эту самое представление о примитивности игры "того" времени растет с каждым годом, в то время как в момент выхода игра была инновационной и вполне и вполне смотрелась на фоне конкурентов, чего и добивались создатели.
Из этого я и заключаю что "конструктивная критика" игр прошлого десятилетия, имеет не более чем шило в заднице у критика, нежели практическую пользы данного действа, и здравого смысла касается отдаленно. 
Не лишенные резона тезисы, на которые, тем не менее, довольно легко ответить.

  1. Автор сам себя опровергает в первом же абзаце, говоря, что среди старых фильмов есть все же такие, которые впечатляют и сейчас. Иными словами, есть фильмы хорошие. Которые прошли проверку временем. И это ровно то же, что требуется от видеоигр; в конце концов, если финалки - такая незыблемая классика, как то пытаются доказать их фанаты, то аргументы вроде "не критикуйте их, они же старые" работать не должны.
  2. 2001: A Space Odyssey - отличный пример, на самом деле. Это как раз тот фильм, которому никакие технические ограничения не оказались помехой; он снят так, как того захотел режиссер. То, что я его на дух не переношу и считаю до омерзения затянутым и скучным - это вопрос совсем не того, что фильму 50 лет, это вопрос моего отношения к кубриковским режиссерским решениям и только. Симметрично Clockwork Orange, снятый тоже ну очень уж давно и тем же режиссером, мне весьма нравится. Вопрос предпочтений.
  3. Это видео демонстрирует, конечно, в первую очередь зацикленность людей на том, что их интересует (в данном случае экшн или лавстори -- что, кстати, симптоматично для неприятия фф12, не находите?). Зрители эти из видео напоминают людей, которые всерьез писали на форумах, что Final Fantasy - отстой, потому что там нельзя стрейфиться и хедшоты ставить. Впрочем, если бы набор зрителей не был таким однобоким, можно было бы грамотно продемонстрировать, что важнейшую роль в оценке медиапродуктов играет хайп. Распиаренную "Космическую одиссею" ругать считается уже моветоном - словно людям запрещено иметь собственное мнение, как только в массах укореняется мнение о том, что сабж - классика. 
  4. "В отличие от фильмов", игровая индустрия опирается на все наработки предыдущих видов искусства, включая кинематограф. Кино опиралось на театр, игры опираются на кино. Главное, в чем им надо эволюционировать - это геймплей и его синергия с этим самым кинонаследием. В вопросе сторителлинга у игр вообще не было никаких преград для того, чтобы рассказывать толковые истории: текстовые квесты 80-х дадут фору любому современному блокбастеру, а предварившая все JRPG Ultima IV была вообще не о спасении мира от омг зла, а о достижении просвещения. Ничего не мешало никакой игре (ну, хотя бы, начиная со SNES с ее адекватными объемами картриджа) иметь сколь угодно глубокий и толковый сюжет.
  5. JRPG - вообще жанр консервативный, и он практически не эволюционирует. Инноваций в них днем с огнем не сыщешь. Опять же, понятно, что главные жанровые инновации - переход к открытому миру и бесшовным переходам к боям - стали возможны только на PS2 и так далее, но ведь никто и не требует подобного от более ранних игр. А сравнивать игры с PS1 с FFVII более чем уместно. 
  6. Смысл этих разборов старых игр - в том, чтобы разобраться, что в них не так. Мне фф8 всегда нравилась с большими оговорками, а фф9 - не нравилась, и сейчас я внимательно на них смотрю и анализирую: почему боевка не доставляет, какие персонажи к месту, а какие нет, какие темы поднимаются в сюжете и раскрываются ли, какие сюжетные линии доведены до завершения, а какие - брошены, есть ли сюжетные дыры и так далее. Я ни разу не требовал от игры чего-то такого, что при ее создании нельзя было бы учесть и предусмотреть. 


Тут я заметил, что год назад не ответил по еще одному немаловажному вопросу.
Бюджет Final Fantasy XII составил около 48 млн зеленых и она входит в десятку самых дорогих игр занимая девятое место, тринашки там вообще нет. 
Давайте разбираться. Так, статья на википедии зачем-то листит копеечный Doom, но при этом не указывает толковых источников. Там есть ссылки на два ресурса, причем противоречащих друг другу. Есть этот блог (что несерьезно уже само по себе), который называет неприлично круглые цифры и неверные факты излагает. Вторая ссылка - сюда, тут уже интереснее и со ссылками. По бюджету девятки ссылка более чем убедительная - там интервью с Сакагути, где он сам говорит про 40 млн. Остальное - не очень. Но энивей, тринашки там нет явно лишь потому, что Скваря стыдится говорить, сколько бабла у нее ушло в никуда. Двенашка делалась шесть лет, тринашка - столько же, только сперва был прототип на пс2, потом разработка движка Crystal Tools, который оказался нахрен никому не нужным, потом создание тонны контента, половина которого пошла в никуда - HD-контента, дорогого. Вот там и написано: "Final Fantasy XIII is rumored to have had at least a 50% higher budget, however, this hasn’t been made official (yet)". Берите 70 мильонов без учета маркетинга, ага.

Ну и вот заодно отвечу на ряд вопросов, которые слишком дурацкие, чтобы включать их в FAQ.
TD написал пост, в котором доказывает, что ФФ9 - это не сказка, а прямо таки "куртуазный роман" http://www.finalfantasywhatever.com/2012/11/on-subject-of-fairy-tales.html Ну, не знаю даже, если я вижу и ощущаю сказку - то придумывать себе что-то совершенно другое и судить по другим правилам лично мне было бы странно и противоестественно.
"Если я неуч, я буду судить и решать в меру своего кругозора". Прекрасно.
Господа, ну тут дипломированные культурологи вам говорят, что для сказки характерно, и что фф9 - это не сказка просто по определению, и не надо пытаться оправдать тамошние провалы в сценарии этой якобы "сказочностью".
заявлять, что ФФ9 отстой, потому что, в отличие от большинства игроков, лично ты воспринимаешь её не как сказку, а как "Войну и Мир", требуя соответствующий уровень литературной проработки - тут уже явно с самим критиком что-то не так.
Я не требую от нее ничего запредельного и не сужу ее по заоблачным критериям. Требовать, чтобы в сюжете не было дыр, в поступках и репликах персонажей - необъяснимой фигни, а в сюжетных линиях - завершенность, - это не "уровень литературной проработки "Войны и Мира", неа. Это желание видеть данное конкретное произведение целостным, а не слепленным кое-как на коленке из не подходящих друг другу кусков.
(и да, этот же человечек гонит на Ксеноблейд, но там как раз заметных ляпов в сравнении с финалками ну совсем немного)
А из финалок он уже "вырос" поэтому начал их дрыщевать, оперируя критериями, согласно которым все JRPG можно считать лютым отстоем...
Только что заглянул в бложик TD - ФФ6 теперь тоже говно.
Список рекомендуемых мной финалок можно прочесть в FAQ.
И нет, я не считаю, что вырос из хороших игр. Я считаю, что кто-то недостаточно вырос, чтобы признать, что его любимая игра может быть не такой уж хорошей.
И, если уметь читать, то можно видеть, что я хвалю всё это начало фф6, за исключением сценария Сабина, который практически полностью сделан из дурной недопетросянщины. В остальном, не считая мелочей, начало фф6 отличное, и именно поэтому я так недоволен этим его куском, который слишком сильно со всем остальным диссонирует.
И нет, я не осуждаю те вещи, которые есть во ВСЕХ jrpg. Само собой, что многое принимается за данность.
в общем, вся игра - чистый прикол. но очень интересный и атмосферный прикол. это видно везде. начиная дизайном персов и заканчивая откровенными лулзами со срущим дедом, Квиной (главный петросян игры) и Зиданом/Виви, которые решили обоссать избушку Эйко. 
Решил сохранить свой пост-ответ на это, который звучал так: если бы это было концептуально обосновано и в этом действительно заключалась основная идея игры - ок.
Но нет, игра создавалась не для этого. Гуч тогда говорил: "The game is based on eight characters, each with their own background story and personal trauma's. Based on the questionnaires from our gameplay testers, most people thought the characters are unique and the storyline is very deep."
Они серьезно считали этот сюжет глубоким, а этих героев - драматическими. И большая часть фанатов девятки, я уверяю тебя, считает так же.

И Ring of Fates, которую я вспоминаю всё время, когда речь заходит о девятке, прекрасно показывает, какой в игре может быть баланс между забавным и драматическим: то, что должно быть смешным, там смешно - местами я смеялся в голос. То, что драматическое - драматично так, что перебивает все гибели цветочниц и их бойфрендов и прочее. Это - правильно сделанная игра.

А вот игра - "чистый прикол" - это Chocobo Tales. Она с начала до конца выдержана в веселых тонах, она не делает серьезных потуг на драму и сюжетность, и от этого только выигрывает.  А фф9 не осилила ни того, ни другого.

21 комментарий:

  1. Большинство тех, кого ты процитировал, совершенно не умеют читать, наверное. Ну и анализировать прочитанное.

    ОтветитьУдалить
  2. [offtopic]
    Неистово рукопожатствую на тему Кубрика.
    [/offtopic]

    ОтветитьУдалить
  3. "Список рекомендуемых мной финалок можно прочесть в FAQ."
    X? А вы уверены, что если бы начали проходить её прямо сейчас - не нашли бы столько же дыр и нелепых моментов, как и в VIII,IX? Я не буду касаться разборов истории, ибо это ваш конёк(хотя сцена со смехом Тидуса чего только стоит), но геймплей там везде, кроме как на битвах с боссами, реально проседает. А персонажей интересных от силы 2-3, хотя это, наверно, личные вкусы.
    Вот XII поддерживаю. Хорошая игра получилась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я перепроходил недавно десятку и да, там гораздо меньше ляпов. Сцена со смехом Тидуса, например, совершенно великолепная в контексте повествования. Интересность персонажей - дело субъективное, конечно, но в десятке практически все уместны, у каждого есть своя роль. Нет такого, что они совсем уж лишние - как, опять же, в 8 или 9.
      А вот в моей любимой семерке, увы, сюжетных проебов много(

      Удалить
    2. >Сцена со смехом Тидуса, например, совершенно великолепная в контексте повествования.

      Fucking THIS. Не понимаю, почему многие так ненавидят эту сцену.

      >Нет такого, что они совсем уж лишние - как, опять же, в 8 или 9.

      Кхм-кхм, Кимари, кхм-кхм.

      Удалить
    3. А что Кимари? Поподробнее плиз, мне интересно.
      Но вообще, я вот буквально только что выбрался из десятки - только от Бевелля немного воротит, и то больше в плане геймплея, чем сюжетной постановки. Всё остальное же совершенно замечательное.

      Удалить
    4. Кимари, по крайней мере, идеально выполняет роль гардиана Юны. Он не выбивается из картины, как, например, Сельфи в восьмерке или Квина в девятке. Но персонаж совершенно пустой, да. И Лулу тоже в достаточной мере.

      И Бевелль да, в геймплейном плане уныл.

      Про смех в десятке сейчас очень развернуто в свежем посте написал.

      Удалить
    5. Ну я бы поспорил о его пустоте.
      Он молчит, например. И не потому, что выделывается, а потому что не считает себя достойным говорить. Его соперники, Енке и Биран, лишили его, простите, рога, вот он теперь и ждёт момента, чтобы доказать всем и самому себе, что тоже не говно. Боится, опять же, сфейлить в качестве телохранителя.
      Немного, но всё же лучше, чем куча раздолбайства.
      Вот про Лулу действительно не могу наскрести. Линия с бывшей саммонершей, склеившей ласты, не фонтан да и опциональна.

      Удалить
    6. В том и дело. Кимари выполняет роль защитника Юны, Рикку выполняет роль младшей сестры Юны, Лулу выполняет роль старшей сестры Юны, Аурон ещё один защитник Юны, который всё знает, но молчит. И только Вакка, Тидус (хотя тут бы я посомневалась), и сама Юна в центре, как-то развиваются и имеют своё место и роль.
      Плюс концовка, которая у многих вызвала море чувств, меня вообще не коснулась. Не было у меня ощущения, что Тидус скорбит, что не увидит Юну, а Юна, что не увидит Тидуса. Как ни странно, но кроме 7-ой части ни один сюжет Финалок мне не был интересен и играла я в них чисто из-за геймплея и красоты. Возможно и в 7 есть свои ляпы, но ход с заменой личности главного героя личностью другого человека мне показался оригинальным и интересным.

      Удалить
    7. Да, этот ход в семерке мне тоже кажется весьма неплохим.
      Но если брать семерочных персов с точки зрения релевантности сюжету, то остается, собственно, любовный треугольник и Сефирос, оттяпывающий у этого треугольника край)

      Удалить
    8. Вот Сефирота я никогда не понимала. Вроде сам не урод, народный герой, внезапно узнаёт, что его мать - инопланетянка и сходит с катушек. Как-то это было высосано из пальца. У того же Куджи было больше причин ненавидеть мир, когда он узнал, что сам является бетта-версией и скоро отключится.

      Удалить
    9. Да, предыстория Сефироса - одно из слабейших мест фф7. Такое важное, но при этом настолько криво выполненное =\
      Ну, семерка скоро в планах)

      Удалить
    10. Собственно,в Вакке ничего особенного и нет. По началу, да, он выполнят одну из клчевых ролей- является "проводником" Тидуса в мир Спиры- объясняет, как они живут, что там за порядки. Он также является точкой соприкосновения между Тидусом и Спирой- прибыв сюда, он думал, что ничего общего у его мира со Спирой и нет, а тут "бац"- встреча с Ваккой это опровергает. Но, сразу после блитцбольного матча в Луке, роль Вакки сводится к произношению различных вариаций реплики "Ненавижу Аль-Бедов".

      Удалить
  4. TD даже на гамаге зарегался ради такого случая.
    Но поздновато. До сентября был там один малолетний дурачок-фанат ФФ13 и 13-2. Он эти игры обожал просто больше своей жизни. Скажешь что-нибудь плохое про них - сразу минус в карму получишь, а отвечал он крайне редко на посты, а если и отвечал, то ответ заключался примерно так: МНЕ НРАВИТСЯ, А ВЫ ГЛУПЫЕ ХЕЙТЕРЫ (образно).
    А самый лол был в том, что он ФФ13 защищал яростно, а впоследствие оказалось, что он ее полгода проходил и где-то запоролся, что аж сейвы на Х360 просил скинуть ему.
    Вот чувствую жара на гамаге была, если б этому господину бы обзорчики его любимых финалок подкинули.
    И он кстати помимо ФФ13 и 13-2 играл только в Crisis Core и, возможно, в Type-0 (да и то - не верю, ибо пиздабол еше тот, загонял, что мол в старые части играл, ага).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наверное, Новые 50 Правил Фаната ФФ как раз про него)

      Удалить
  5. "Господа, ну тут дипломированные культурологи вам говорят, что для сказки характерно, и что фф9 - это не сказка просто по определению, и не надо пытаться оправдать тамошние провалы в сценарии этой якобы "сказочностью"."
    Тут прошла инфа с лит. фака, что сказки сейчас совсем разные. Если же говорить о истоках - то да, не сказка. Так что не вижу проблемы в том, что огромное количество людей ощущают фф9 как вариант современной сказки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. тут прошла инфа, что у джойса и донцовой много общего, потому что и то, и то многие люди ощущают как книги, ага. тоже достойное логическое построение. максим ощущает шоколадку как вариант хлеба, следовательно, шоколадка = хлеб. заебца.

      на литфаке сейчас, судя по всему, учат примерно так?

      Удалить
    2. Если ты ищешь у них общее то да, они оба пишут книги. Если огромное (а не один Максим) количество людей ощущают шоколадку как хлеб, следовательно, многим людям её вкус напоминает хлеб. Но лучше не строить аналогии, которые совсем не подходят к теме. Если же Вам не нравится что литература в 21 веке настолько же разнообразна как и музыка, то вам стоит винить устройства этого мира.

      Удалить
    3. Мне кажется, что надо малость бороться с подменой понятий.
      Многие, очень многие называют любой металл железом, а любых животных зверями. Хоть это и термины разные, для них это синонимы -- так же, как и "сказка" для них - понятие почему-то более широкое.
      Я считаю, что не надо идти на поводу у публики и говорить, что самолеты железные.

      Удалить
    4. полностью согласен с [TD], именно это и пытаюсь донести.

      хочется добавить только, что называть вы можете что угодно и как угодно, хоть говно шоколадкой, и никто слова не скажет. но не стоит использовать личные ощущения как аргумент в дискуссиях, это выдает в человеке невежество.

      музыка, кстати, в 21 веке не столь разнообразна, как литература, если смотреть на неё с позиции искусствоведа.

      Удалить
    5. и донцову литературой называть, пожалуй, не стоит.
      а джойс, которого я подразумевал, писал в XX веке.

      Удалить